Продукты из сои, рекомендованные для профилактики ряда заболеваний, несут угрозу гормональным изменениям в организме. Детское питание на основе сои также небезопасно
ОДНО ЛЕЧИТ, ДРУГОЕ КАЛЕЧИТ
Исследования западных и российских ученых показали, что употребление соевых бобов препятствует образованию некоторых видов раковых опухолей, снижает уровень холестерина, задерживает развитие остеопороза, нормализует кровяное давление, предупреждает сердечно-сосудистые заболевания. Однако в соевых бобах содержатся и вредные вещества. В 1997 году ученые Национального центра токсикологических исследований в США определили, что изофлавоны сои, рассматриваемые ранее в качестве наиболее перспективных соевых компонентов, имеют потенциальное негативное влияние на щитовидную железу. Специалисты отделения педиатрии клиники при Корнельском университете в Нью-Йорке доказали, что частое кормление детей продуктами, включающими соевые компоненты (в том числе соевыми безлактозными смесями), повышают уровень заболеваний щитовидной железы. Сою не рекомендуют беременным женщинам в связи с угрозой для вынашивания плода. Также нежелательно есть сою женщинам, желающим забеременеть. Британские исследователи обнаружили, что содержащееся в сое вещество под названием генистеин препятствует активности сперматозоида, стремящегося к яйцеклетке. Похоже, что даже ничтожные дозы этого вещества в женском половом тракте могут сделать сперматозоид неспособным к оплодотворению. Генистеин, относящийся к классу изофлавонов, присутствует во всех соевых продуктах, а также во многих вегетарианских блюдах, пиццах и полуфабрикатах. Кроме того, соевые протеины могут вызывать аллергические реакции, особенно у детей в возрасте до 3 лет. Поэтому для детей любое количество сои будет слишком большим.
СОЕВОЕ МОЛОКО
Соевое «молоко» – это жидкость, которую получают из перемолотой и проваренной совместно с различными добавками соей. В таком напитке нет лактозы, минеральных веществ и других ценных молочных компонентов. Непонятно, по какой причине данная жидкость именуется молоком. Несмотря на это, соевое молоко объявляется ценным продуктом и усиленно рекомендуется для детского питания. Недавно в Израиле разразился скандал вокруг детского соевого питания: у 20 грудных детей, находившихся на искусственном вскармливании, была обнаружена острая форма авитаминоза (при этом трое новорожденных скончались). Как выяснилось, все пострадавшие младенцы питались заменителем материнского молока на основе сои. В соевом молоке этих производителей витамина В1 оказалось, как минимум, в десять раз меньше, чем это значилось в рекламе продукта. Отсутствие или недостаток данного витамина, ответственного за развитие нервной системы, ведет к серьезному повреждению головного мозга, что может привести к летальному исходу. По мнению независимых экспертов, немецко-израильское детское питание Super Soya 1 могло содержать генетически модифицированную сою. Этот соевый продукт продавался в том числе и на территории России.
ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
Как показал анализ, в детском соевом питании содержание веществ, способных привести к гормональному сбою, в 6-11 раз превышает дозу, которая может вызвать аналогичные последствия у взрослого человека! Употребление двух стаканов соевого молока в день уже достаточно, для того чтобы изменить менструальный цикл женщины. Одновременно с веществами, ведущими к гормональному сбою, соевые добавки в детском питании содержат и нейротоксины, к которым относятся алюминий, кадмий и фторид. «Вскрытие» детских соевых продуктов показало: концентрация алюминия в соевом «молоке» в 100 раз, а кадмия в 8-15 раз превышает содержание этих элементов, находящихся в обычном материнском молоке. В качестве разрушающего агента сои выступает и так называемая фитокислота. Это вещество присутствует в сое в такой форме, которую практически невозможно нейтрализовать. А фитокислота – настоящий пожиратель цинка, недостаток которого в организме ребенка приводит к задержке роста. Это особенно опасно в младенчестве, так как неизбежно ведет к нарушениям в развитии мозга и нервной системы. Кроме того, американские исследователи выяснили, что среди детей, страдающих сахарным диабетом, в два раза больше тех, кого в свое время пичкали соей. Медики многих стран всерьез озабочены проблемой соевых добавок в составе детского питания. По крайней мере, перед тем как перевести ребенка на сою, они рекомендуют прежде проконсультироваться с врачом. В то же время многих российских медиков негативные качества сои абсолютно не настораживают, и для лечения того же ожирения они нередко назначают соевые смеси.
ЙОГУРТЫ МОГУТ ПРИВЕСТИ К БОЛЕЗНЯМ
Один из мифов о соевом «молоке» позиционирует этот продукт как настоящий кладезь ценных веществ; тут и кальций, и железо, и цинк, и фолиевая кислота, не говоря уж о витаминах. Однако в соевую массу эти элементы попросту добавлены, и толку от них мало. Например, кальций из соевого «молока» практически не усваивается. Этот важный для организма элемент относится к числу самых трудноусвояемых, и увеличивать его поступление в ткани за счет добавок бессмысленно. Все сводится к транзиту: кальций попросту выводится из организма. Понятно, что в таком случае пропаганда соевой пищи как богатой кальцием не более чем рекламный трюк. Но это в лучшем случае. Гораздо хуже то, что поглощение кальция с соевыми продуктами может привести к откладыванию этого элемента на стенках сосудов, сердца, легких и других органов, вызывая их кальцинацию. Вот выдержка из исследований Кубанского государственного технологического университета: «Семена сои содержат ликтины. Присутствие их в пище приводит к замедлению роста, потере живой массы, расстройству пищеварения, а в некоторых случаях, при большой токсичности, к летальному исходу. Эти последствия обусловлены взаимодействием ликтинов с углеводными рецепторами на поверхности клеток кишечника, что влечет за собой неспецифические вмешательства в процесс всасывания питательных веществ». Избыток же минеральных веществ в тканях провоцирует образование кист и камней. «Набраться» кальция можно куда более безопасным и эффективным способом, в отличие от того, который предлагают производители соевого «молока» и продуктов этой группы – таких же фальсифицированных соевых «йогуртов», «творога» и «сыра». Хорошими источниками биологически активного кальция являются: капуста, чеснок, сельдерей, петрушка, фрукты и ряд ягодных культур (смородина, крыжовник, клубника и черешня). В то же время надо помнить, что такие растения, как щавель, шпинат и злаки, замедляют всасывание этого элемента в организме. Очень много кальция в подсолнечной и кунжутной халве, но настоящим лидером по кальцию является сыр (натуральный, а не соевый). Кроме того, необходим витамин D, который иначе называется кальциферолом и очень способствует усвоению кальция, а также регулирует его баланс. Основные пищевые источники витамина D – это яйца, молоко, сливочное масло, рыба и печень. В целом же, как пишет газета «Совершенно конкретно», мораль басни о соевых продуктах такова: какой смысл гоняться за кальцием и здоровьем, употребляя разрекламированную сою, если есть проверенные и куда более безопасные способы получить и то, и другое? Детям и желающим стать родителями соя противопоказана.